|
|
|

Река Ганга в Индии. Ее роль в легендах и сказаниях индусов
Роль реки и богини в легендах
С рекой Ганга (Индия) связывают многие легенды из индуизма. У нее даже была своя персонификация в лице богини Ганги. Именно в этом обличье она упомянута в древних индийских литературных произведениях, а точнее в Ведах, Рамаяне, Пуранах, Махабхарате. Во всех легендах говорили о том, что у реки небесное происхождение. Поначалу Ганга была исключительно небесной речкой, но потом она спустилась на землю. Сейчас она протекает во всех мирах индуистской космографии. Многие легенды связаны с ее рождением, со спуском на землю, а также уже с некоторыми эпизодами пребывания на этой удивительной планете. Если верить легендам, то зайдя в реку, можно очиститься или снять свои грехи. Кроме того, она дарит радость материнства всем нуждающимся и выступает посредницей между мирами.
В каждом произведении описана своя версия рождения Ганги в Индии. Например, по «Рамаяне» богиня была дочерью Химавана, который был владыкой Гималаев, а также его супруги Мены, которая была сестрой Парвати. Другая легенда гласит, что священные воды из камандалу Брахмы сумели персонифицировать и сформировать образ богини. В другом источнике и вовсе сказано про то, что вода в камандалу получилась после того, как Брахма омыл стопы Вишну. И в некоторых источниках сказано про то, что богиня вышла из большого пальца левой ноги Вишну. Какую бы версию ни брали в расчет сегодняшние ученые, но потом она была поднята до небес и была на попечении у самого Брахмы.
Самая известная легенда
А теперь стоит рассказать о легенде о Бхагиратхе. Она была изложена сразу в двух произведениях – «Рамаяне» и «Бхагават-пуране». Однажды царь Сагар, будучи правителем одного из крупных гос-в в Индии, совершил царский обряд, во время которого преподнес в дар Богам коня. Конь испарился, и, возможно, к этому приложила руку Индра. Сыновья царя винили тогда в краже купца Капилу. Купцу не понравилось, что обошлись с ним так, а поэтому он уничтожил и проклял принцев. Они могли спастись только, восстав из пепла из воды в реке. За это дело взялся уже другой правитель – Бхагиратха. Он долгие годы осуществлял тапас, чтобы смягчить Шиву и Брахму. Сначала новый правитель просил о том, чтобы Брахма дал разрешение на спуск вод на землю, а потом он обращался уже к Шиве, чтобы тот принял удар падающих вод на себя. Задачи, поставленные правителем, осуществились, и верховья реки назвали по имени человека, который добился этого. Есть и другой вариант легенды, в соответствие с которым Шива заманил богиню в ловушку, задействовав свои волосы, а потом выпустил ее маленькими ручейками. Из-за прикосновений к Шиве Ганга и получила некие особенные священные свойства. С тех времен речка протекает через три мира, а точнее через небо, ад и землю, а поэтому ее название в древних источниках звучит так – Трипатхага, т.е. «путешествующая через 3 мира».
В искусстве изображают богиню как красивую и чувственную женщину, которая держит в своей руке кувшин (символ богатства жизни).
|
|
|
|